Главная » ЭКОНОМИКА » Цементным заводам все теснее на рынке Армении

Цементным заводам все теснее на рынке Армении

Цементным заводам все теснее на рынке Армении

Не раз в интервью с грузинскими государственными деятелями «ДЭ» обращался к проблеме торгово-экономических взаимоотношений Армении с Грузией.

Все наши собеседники констатировали, по большому счету, их отсутствие. Эту тему мы решили продолжить уже с представителями армянских предприятий, имеющих те или иные взаимоотношения с соседней страной.

Одним из таких компаний является ЗАО «Мика-цемент», генеральный директор которого Наира Мартиросян любезно согласилась ответить на вопросы «ДЭ». — Ваша компания — одна из немногих в Армении, которая имеет определенные коммерческие связи с Грузией. В чем они заключаются? — С Грузией мы работаем последние три года. Поставляем им цемент и полуфабрикат — клинкер. — Последнее касается Руставского цементного завода? — Не только. В Грузии есть еще один крупный цементный завод — «Каспийцемент». Мы поставляем клинкер и им, а также множеству мелких производителей цемента. У наших соседей очень много небольших мельниц по помолу клинкера.

После помола и внесения добавок (гипс и т.п.) на этих мельницах получают свой цемент. Должна отметить, что в этом году по сравнению с прошлым мы в пять раз увеличили объемы поставок в Грузию. А ведь вхождение на новый рынок и его удержание — вещь непростая. Хотя и армянский рынок непрост, учитывая наличие на нем такого конкурента, как Араратский цементный завод. Два таких крупных завода для ограниченного армянского рынка слишком много. А выйти на новые — чрезвычайно сложно, учитывая отсутствие железнодорожного выхода в мир.

Поэтому Грузия — пока самый перспективный вариант.

Но, с другой стороны, у Грузии есть много альтернатив армянскому цементу — в том числе российский и украинский. И если завтра откроется дорога через Абхазию, Россия сможет поставлять более дешевый цемент. — А почему российский цемент дешевле? — Потому что цены на энергоносители в России ниже. А в себестоимости цемента 55% составляют именно энергоносители — газ и электроэнергия. — С какими проблемами встречаетесь во взаимоотношениях с Грузией? — Особых проблем нет.

Потребность грузинского рынка в цементе растет. Но не надо забывать о двух крупных грузинских цементных заводах, которые недавно заработали. И в перспективе они сами смогут обеспечивать потребность своего рынка. И опять же — рядом Россия со своими самыми крупными цементными заводами в Новороссийске и огромными запасами сырья. Поэтому наше будущее, если не откроется дорога через Турцию, становится довольно туманным. Ведь главное перспективное направление для нашей компании — восточный рынок: Иран, Ирак. Но здесь, как я уже сказала, встает вопрос транспортировки.

Несмотря на то, что перевозка автотранспортом в Иран обходится очень дорого, мы все же решили задействовать такую схему, и у нас уже есть ряд договоренностей с этой страной. — Надо понимать, что в Иране цемент дороже, чем в Армении… — Естественно, мы будем поставлять цемент по конкурентоспособной цене. Хотя сейчас, когда все дорожает — запчасти, металл (почти в два раза) — наши низкие цены в ущерб себе. Но таковы условия рынка, и нам приходится учитывать их.

Мы даже часть цемента даем в кредит. А по сравнению с прошлым годом наши цены даже снизились несмотря на инфляцию. — Что-то изменилось для вас после прихода к власти Саакашвили? — Легче стало решать таможенные вопросы. Наши грузинские покупатели получили льготы на железнодорожные перевозки. И потому мы поставляем товар железной дорогой до границы, а дальше они везут сами.

Оставить комментарий